Фрагмент для ознакомления
2
1 Концепция и значение усыновления
Потеря родительской опеки относится к широкому понятию с точки зрения содержания. Как мы все знаем, если родителей нет, о детях заботятся их доверенные лица. Если они этого не делают, независимо от причины, дети относятся к категории детей, лишившихся родительской опеки, и потерявших родительскую опеку, включая детей, оставшихся без попечения родителей (смерть, умерщвление), и детей, лишившихся родительской опеки из-за того, что их родители признаны пропавшими без вести или беспомощными. В данном случае отсутствие родительской опеки является результатом объективных обстоятельств. Следовательно, вопрос о юридической ответственности семьи не возникнет, поскольку состава семейного преступления нет. Помимо объективных причин потери родительской опеки, существуют субъективные причины (особенно нежелание родителей осуществлять родительские права, связанные с детьми, злоупотребление алкогольными напитками и наркотиками и т.д.). Однако, независимо от того, какова причина потери родительской опеки, ребенок по-прежнему нуждается в правовой защите. [4]
В нынешних условиях и государство, и общество должны выступать гарантами социальной защиты таких детей, ответственными за обеспечение условий для нормальной жизни, научных исследований, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой для решения этой проблемы является закрепление в законодательстве системы мер. Правовые гарантии призваны помочь детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечить их права. Для этого требуется новый механизм, например, путем создания института Комитета по правам ребенка в России. [5] Идея создания такого учреждения в Российской Федерации обусловлена сложным положением детей в обществе и объективной необходимостью защиты их прав и интересов.
Российский комитет по правам ребенка Н.A. Яковлева отметила, что не только это учреждение, но и система судов по делам несовершеннолетних была создана для обеспечения более эффективной защиты прав детей и несовершеннолетних правонарушителей. Она считает, что необходимо создать систему судов по делам несовершеннолетних, которая позволяла бы рассматривать дела против детей в опасных ситуациях, а не тогда, когда дети находятся в опасности. ребенок уже совершил преступление. Таким образом, превентивная функция такого суда реализуется. [6]
Социальная политика страны направлена на повышение осведомленности общественности о том, что сирот нужно, как и прежде, помещать в государственные учреждения (детские дома или школы-интернаты), но в семьи, которые могут растить детей, заботиться о его росте и помогать преодолевать жизненные проблемы и трудности. Моей стране потребовалось около 10 лет, чтобы воплотить в жизнь идеи, изложенные в Конвенции о правах ребенка. Согласно статье 123 Международного пакта о гражданских и политических правах Российской Федерации, «дети, оставшиеся без попечения родителей, при обстоятельствах, предусмотренных основным законом Российской Федерации, находятся на иждивении (усыновление), под опекой или попечительством, в приемной семье или передаче в приемную семью), а также все виды дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не имеют таких возможностей в организации». [7]
Неслучайно семейные организации начинают получать государственную поддержку. Это не только выгодно обществу в целом (нет необходимости строить новый детский дом и тратить много денег на его содержание), но, самое главное, это в интересах самих детей. Как мы все знаем, семья - это естественная среда обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо в первую очередь поместить его в семью.
Анализ статистики устройства детей на воспитание, определенной за последние пять лет, показывает, что доля детей, переданных в семьи граждан, практически не изменилась. Обычно 25-30% подтвержденных детей помещаются в детские дома, а до 70% детей, оставшихся без попечения родителей, - в гражданские семьи.
Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает институты, направленные на обеспечение защиты интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимает учреждение, предназначенное для защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, которое предусматривает передачу этих детей на усыновление, опекунство или патронатное воспитание. В основной массе Российской Федерации активно развивается новая форма переселения детей, оставшихся без попечения родителей, и принят специальный закон.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 11.
3. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.
4. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // «Собрание законодательства РФ», 15.04.2002, № 15, ст. 1434.
5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1590.
6. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право. 2002. № 3. С. 86-89.
7. Богатина Ю.Г., Толстых В.Л. О некоторых вопросах усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Российское правосудие. 2008. № 3. С. 68-72.
8. Богуславский М.М. Международное частное право. Элементарный курс. - М: Юристь, 2002. - С.216.
9. Бородич К.Ю. Усыновление детей - граждан России иностранными гражданами. Дис. … канд. юрид. наук.- М., 2005. - 175 c.
10. Вербловский. Новый закон об узаконенных и усыновленных // Юридический вестник. 1891. Кн. 12. С. 536, 538.
11. Дзугаева А.З. Правовые аспекты усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический консультант. 2004. № 1. С. 15-17.
12. Забродина В.Н. О понятии усыновления. // Вестник ЛГУ: Серия Экономика, философия, право - 1980. - №11-Вып. 2.-С.83.
13. Залунина Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 133.
14. Князьков А.С. Общая теория права. Курс лекций. Томск, 2001. С. 111.
15. Кобец В. Все лучшее - детям! Так ли на самом деле? // Права человека. Механизмы реализации. М., 1999. С. 51 – 52.
16. Комментарий к Семейному Кодексу РФ // под ред. Ю.А. Королева. М.: Юстицинформ, 2006г. -675с.
17. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие - М.: Статут, 2001.- 583с.
18. Лекции и исследования по истории русского права / Под ред. В. Сергеевича. СПб., 2001. С. 390.
19. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 274с.
20. Шерстнева Н. Особенности усыновления детей при наличии иностранного элемента // Законность, 2007, № 6. – с.23-25.
21. Яковлева Н. Кто защитит права детей? // Защити меня. 2004. № 3. С. 41-42.